Премьеру спектакля в Салавате посетила дочь Мустая Карима
Для того, чтобы принять решение взять в работу знаменитую пьесу «В ночь лунного затмения» Мустая Карима, которая за 60 лет своей жизни была поставлена более 200 раз на сцене ведущих театров нашей страны и зарубежья, определённо нужна смелость. Но не только. Когда речь идёт о таком глубоком произведении, без чёткого понимания, что ты как режиссёр скажешь своей работой, и браться не стоит. А ещё нужна команда, которая как единое целое будет воплощать этот замысел. Художественный руководитель русского молодёжного театра «Наш театр» Равиль Хакимов рискнул и поставил трагедию «В ночь лунного затмения». А потом рискнул ещё раз, пригласив на специальный показ трагедии 22 ноября главного ценителя и хранителя творчества классика Мустая Карима — его дочь Альфию Мустаевну. Этот театральный вечер стал ярким событием культурной жизни нашего города.
С чего начинается спектакль? С режиссерского замысла, концепции и, конечно, сценария. Равиль Хакимов решил, что он пойдет от главного — многогранного, наполненного смыслом слова Мустая Карима.
— Перевод в рифме Якова Козловского, как мне кажется, в чем-то подражание стилю Шекспира. Решил уйти от этого. Я владею и башкирским, и русским языками, поэтому перевел сам, стараясь сделать сценарий максимально дословным, чтобы сохранить смыслы, вложенные в пьесу Мустаем Каримом, — объясняет Равиль Хакимов.
И это решение стало ключевым моментом в работе над постановкой.
— Мне помогал прекрасный композитор Урал Идельбаев, музыка в спектакле просто потрясающая. Сценографию ставил Дмитрий Позолотин, который, кстати, задействован и как актер в массовых сценах. Работали все, — добавляет Равиль Хакимов.
Несколько месяцев упорного труда, порой на пределе возможностей, завершились анонсом двух премьерных показов — зрители поспешили за билетами, обеспечив аншлаг. Два дня зал культурно-досугового центра «Агидель» был переполнен. К счастью, ожидания зрителей, которые пришли на премьеру, их безусловное доверие «Нашему театру» оправдались. Спектакль, несомненно, получился, потому что было главное — на сцене кипела жизнь: там любили и жертвовали собой, делали выбор и умирали. И зритель верил каждому звучащему слову.
Знаете, что всегда удивляет в спектаклях «Нашего театра»? На сцене играют мастера сцены — заслуженные артисты, чей творческий путь — это десятки ролей, а рядом с ними — люди, которых в театр привела любовь к сцене, а не профессия. И всегда происходит магия — зритель видит единый организм, из которого никто не выпадает. Так произошло и в спектакле «В ночь лунного затмения».
На сцене живет, страдает, терзается Танкабике — народная артистка Республики Башкортостан Венера Хасанова. Как наблюдает она за приближающимся отрядом, в котором должен вернуться с войны ее старший сын, — за несколько минут она проживает целую гамму чувств: от торжества матери, которая вот-вот увидит сына героя, через тревогу, глубинный страх, отрицание до трагедии. Страдающая мать почти умирает в этот миг на сцене.
— Сыграть в трагедии «В ночь лунного затмения» — моя мечта. Когда эту пьесу ставили в Салаватском драмтеатре, меня не взяли. Видимо, так было суждено, что сыграю Танкабике сейчас. Эта роль — очень большая ответственность, я это понимаю. Во время репетиций я, конечно, физически уставала, но при этом в душе был настоящий полет! — делится Венера Хасанова.
Какой яркой метафорой стала ее борьба с красными полотнами ткани — мятущаяся душа ищет выход и не находит. Каким трагичным получился финал пьесы…
Рядом с мастерами сцены тонко создавала многогранный образ Шафак молодая актриса Валерия Степанова. Нежность и женственность преданной любящей женщины, определяющие образ героини в начале, актриса дополняет внутренними терзаниями героини, переживаниями, которые в финале выливаются в поступок свободной женщины, следующей за сердцем вопреки рабским законам.
Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Рустам Фазылов играет дервиша. Силой актерского таланта из доброго путника вырастает практически дьявольский образ. Дервиш как воплощенное зло искушает, карает, приводит к гибели. И отличная сценография, в которой ключевую роль играет погасшая Луна, завершает этот образ воцарения тьмы.
Дивана в исполнении Равиля Хакимова — совесть и честь рода, из его уст с первых минут мы слышим пророческие слова об орлице, вытолкавшей своих птенцов из гнезда. Он умеет распознать добро и зло. С ним герои становятся сами собой, сбрасывая маски.
Роли влюбленных Акъегета и Забаржат исполнили начинающие, бесспорно талантливые актеры Азамат Альмухаметов и Руфина Муртазина.
— Трагедию Мустая Карима мы изучали в школе. Невероятно, что я получила роль Зубаржат! — признается Руфина. — Я уже играла роль Галиябану в одноименном спектакле, где счастливая влюбленность тоже переходит в трагедию. Наверное, этот опыт помог мне создать на сцене образ Зубаржат, прожив то, что чувствует моя героиня. Зубаржат — легкая, светлая, чистая, для нее любовь — это смысл жизни. Когда я на сцене — я живу, ощущая всё как наяву. Я очень благодарна за помощь нашим ветеранам, добрым и понимающим, которые направляют нас.
У юной хрупкой актрисы получилось передать и воздушную легкость счастливой девушки, и ее восторженную безграничную любовь, а также невероятную силу духа и самоотверженность.
— Ставить трагедию — трудно, ставить Мустая Карима — еще труднее, ставить «В ночь лунного затмения» — в три раза труднее. А когда в этом задействована вся труппа театра… Но это того стоило! — делится Равиль Хакимов.
«…У меня было большое желание написать пьесу о жизни людей, в сущности, о жизни человека, который живет страстной жизнью, но он раб неписаных законов, традиций, и в результате его жизнь становится лишенной больших страстей. Рабство внешнее давно исключено, но рабство души существует, и в пьесе я протестую против этого рабства…» — писал о своей пьесе Мустай Карим.
Получилось ли передать заложенные автором смыслы режиссеру Равилю Хакимову и актерской труппе «Нашего театра»? Ответа на этот вопрос ждали от главного хранителя наследия писателя — его дочери Альфии Каримовой, которая стала почетным гостем специального показа трагедии.
Когда смолкли аплодисменты и на сцену поднялась она, в зале воцарилась тишина, а сердца режиссера и актеров, казалось, на короткое мгновение перестали биться… И актеры на сцене, и зрители ждали, каким будет вердикт.
— Спектакль — это большой подарок для меня сегодня. Удивительно бережно Равиль отнесся к тексту Мустая Карима, к идее, меня поразило, насколько все артисты, начиная с самого юного, сыгравшего Ишмурзу, отдавали себя зрителям, этой сцене, — не просто благодарила, а давала высокую оценку увиденному Альфия Мустаевна. — Отец к любому театру относился, как к храму. Где-то в возрасте 14 лет он впервые попал в театр, когда папа взял его с собой в Уфу. Он был ошеломлен и навсегда покорен. Уже в фойе любого театра Мустай Карим снимал головной убор. Сегодня чувствую себя, как в храме: я покорена постановкой, зрительным залом, который настолько внимательно, с удивительным уважением относится к тому, что происходит на сцене, а спектакль сложный. Поздравляю «Наш театр» — у вас действительно великолепный зритель.
Альфия Мустаевна призналась, что счастлива от того, что познакомилась с молодым творческим коллективом «Наш театр»:
— Не все знают, что Мустай Карим первый свой спектакль, пьесу для детей «Петушиная мельница», написал до войны. И она есть в репертуаре «Нашего театра». Вы меня поразили! Пользуясь случаем, хочу поблагодарить салаватцев — город, который с таким теплом относится к творчеству моего отца. Добавлю, что папа относился к Салавату с особой любовью — для него это не просто город, а близкий и родной город, в котором какое-то время жили его мама и сестра.
Мнением об увиденном поделился глава администрации города Альберт Муталов:
— В год 105-летия Мустая Карима мы стали зрителями прекрасного спектакля «В ночь лунного затмения» и осознали, насколько актуально его творчество сегодня. Его слова, герои, их судьбы продолжают отзываться в душах людей, заставляя задуматься о вечных ценностях. Мы снова убедились в безграничных возможностях театрального искусства передавать человеческие эмоции и заставлять думать.
Хочу выразить благодарность всем, кто вложил свою душу и талант в создание этого произведения искусства. Вдвойне приятно было смотреть постановку вместе с дочерью великого классика. Благодарю Альфию Мустаевну за то, что она разделила с нами этот вечер, за ее поддержку и веру в «Наш театр».
Среди гостей, которые были в этот праздничный вечер в зале, - и Заслуженная артистка Российской Федерации Зоя Киреева, много лет игравшая Танкабике на сцене Стерлитамакского государственного русского драматического театра. На премьеру в Салават она приехала из Казани.
— Родился еще один спектакль, родился новый театр. Я желаю вам роста и процветания. Если в репертуаре театра такая драматургия— значит, это настоящий театр, - считает она.
Несомненно, специальный показ получился. Такое успешное начало театральной судьбы трагедии «В ночь лунного затмения» говорит о том, что жизнь спектакля, который уже стал украшением репертуара «Нашего театра», будет долгой.
Фото: Эльвира Лау
Источник: газета «Выбор» г.Салават