Большое событие в культурной жизни Башкортостана
В репертуаре Башкирского академического театра оперы и балета восстановлена опера «В ночь лунного затмения». Премьера новой постановки оперы состоялась 10 февраля, сегодня - второй премьерный день.
Вечные философские темы любви, долга, верности традициям, мучительности выбора, глубоко раскрытые в трагедии великим писателем, драматургом, народным поэтом Башкортостана Мустаем Каримом, в опере усиливаются мастерским музыкальным прочтением композитора Салавата Низаметдинова. То, что опера «В ночь лунного затмения», сюжет которой основан на башкирских традициях, создана на русском языке — расширяет ее аудиторию.
Режиссером-постановщиком нового спектакля выступила молодая, но уже опытная Ляйсан Сафаргулова. Команде постановщиков удалось создать добротный спектакль, придав написанному 30 лет назад произведению (премьера в постановке Рустэма Галеева состоялась в 1996 году) современную сценическую огранку.
— Национального репертуара у нас не так много — мы знаем, что у нас в репертуаре идет лишь спектакль «Салават Юлаев» Загира Исмагилова, а опера «В ночь лунного затмения» незаслуженно оставалась в тени. Хотелось, чтобы эта история, события которой разворачиваются в далеком от нас XVII веке, стала близкой и понятной зрителю за счет человеческих чувств, переживаний, которые вечны и не зависят от исторического контекста. Для меня это произведение, помимо того, что оно о любви, — о свободе над предрассудками, свободе духа, свободе проявлять свои чувства, — рассказывает режиссер-постановщик Ляйсан Сафаргулова.
Верным решением театра стало приглашение в качестве дирижера-постановщика народного артиста Башкортостана, заслуженного деятеля искусств России, лауреата Национальной театральной премии «Золотая маска» Валерия Платонова. Он досконально знает партитуру этой оперы, поскольку опера Низаметдинова рождалась в творческом тандеме с ним, в те годы главным дирижером театра.
— Опера создавалась в значительной степени коллективно. Идея о том, чтобы написать эту оперу, пришла Радику Гарееву, он пригласил Салавата Низаметдинова. Процесс был долгий. Когда уже опера была готова в клавире, мы приступили к работе над партитурой. Салават Ахмадеевич писал большими кусками по Брайлю (специальная система для незрячих авторов). Я удивляюсь и поражаюсь, как в голове у человека может держаться вся партитура, потому что по Брайлю можно записать только построчно, но никак не вертикаль, всё это он держал в голове. Он диктовал своим ассистентам, потом приходил ко мне с партитурой, и мы сидели часами, рассматривали, выслушивали, меняли. Основная работа над партитурой была во время постановки. Эта работа была очень длинная, тяжелая, но при этом очень радостная и вдохновенная, — вспоминает дирижер-постановщик Валерий Платонов. — Эта опера Низаметдинова оказалась самой выдающейся, удачной во всех отношениях, здесь очень много музыкальных страниц, которые мне дороги и сегодня находят очень горячий душевный отклик.
Перед приглашенным петербургским художником Екатериной Малининой стояла непростая задача сохранения национального колорита и при этом современного визуального воплощения. Чтобы проникнуться местной культурой, режиссер и художник посетили Национальный музей, общались с носителями башкирских традиций и обрядов. В результате минималистичная холодная сценография оттеняет живых персонажей в почти традиционных башкирских костюмах, которым благодаря цветовому решению придали элегантную графичность. Все действие разворачивается на фоне лунного круга, арки и забора, символизирующих замкнутость рамок традиций, которые довлеют над человеческими чувствами.
— Работать с народным материалом всегда интересно, потому что есть большая глубина. Мне нравится, когда есть заданный канон, внутри которого ты можешь творить: здесь как раз нужно было совместить башкирскую традицию, чтобы это было читаемо, узнаваемо и в то же время режиссер поставила задачу современного прочтения истории. Меня такая задача зажгла, — поделилась Екатерина Малинина.
Центральный образ Танкабики, многогранный и сложный, достался заслуженной артистке Башкортостана, которая любима уфимским зрителем за образы Кармен, Любаши и другие, — Любовь Буториной. Но ее работу в башкирской опере публика увидела впервые.
— Я еще в молодости читала трагедию Мустая Карима и, когда режиссер мне предложила спеть партию Танкабики, — с радостью согласилась. Такая роль — подарок судьбы для любой меццо-сопрано. Работа была очень интересной и сложной, в современной музыке много непривычных интонаций, которые пришлось долго заучивать, — призналась Любовь Буторина.
На премьерное исполнение роли Диуаны был приглашен солист московского театра Геликон-опера Василий Ефимов. В репертуаре артиста, который, помимо прочих, известен как исполнитель партии Юродивого в «Борисе Годунове» Мусоргского, появилась сходная роль в башкирском спектакле. Красивый голос и харизма сделали Диуану одним из главных персонажей премьерного спектакля. Интересно, что специально для роли артист полностью преобразился — наголо сбрил волосы. Впрочем, как призналась режиссер, это было не единственное кардинальное перевоплощение — для более точного попадания в роль солист Башоперы, народный артист РБ Артур Каипкулов отрастил бороду. Злой Дервиш в исполнении яркого башкирского баса получился очень колоритным. Для дебютанта, молодого перспективного тенора Романа Мамалимова роль Акъегета стала большой школой.
Драматическое развитие заложено в двух поэтичных женских образах — Шафак, которую спела молодая солистка Эльвина Ахметханова, и Зубаржат в исполнении народной артистки Башкортостана Альфии Каримовой, в национальном творческом багаже которой есть трепетная Амина в «Салавате Юлаеве».
- Каждая постановка — это марафон, проверка на прочность эмоциональную и вокальную. Партия претерпевает эволюцию благодаря работе с дирижером, режиссером, с партнерами, обрастает смыслом и собственной трактовкой, входит в твою плоть и кровь. Это и случилось со мной на постановке оперы «В ночь лунного затмения». Сильный, трагический сюжет пьесы Мустая Карима, гениальная музыка Салавата Низаметдинова буквально вывернули наизнанку мой актерский мир, заставив на многое посмотреть другими глазами. Не ожидала, что у меня, певицы, которая уже почти четверть века на театральной сцене, в финале, во время прогона непроизвольно польются слезы и тихо всё сожмется внутри от нахлынувших чувств. Произошел настоящий катарсис, — рассказала Альфия Каримова. - Пока всё очень свежо, все эмоции оголены. Моя Зубаржат — достойный пример башкирской женщины-амазонки с сильным характером, не уступающим мужскому. Башкирские женщины никогда не закрывали лица, скакали на лошадях и работали наравне с мужчинами, оставаясь при этом истинными восточными женщинами, хранительницами семейного очага.
Поздравить после спектакля труппу, а также свою тёзку-певицу подошла дочь писателя, директор фонда имени Мустая Карима Альфия Каримова. Альфия Мустаевна отметила, что новая постановка стала прекрасным подарком к 105-летию Мустая Карима.
— Сегодня большой праздник. Событием была и первая постановка, отец принял ее с восхищением, великолепная музыка. Оперные спектакли на национальную тему, где башкирский автор, башкирский композитор — это редкость, — отметила Альфия Мустаевна. — Мне очень понравилось, это хороший подарок к 105-летию Мустая Карима, я очень довольна. В новом спектакле очень хорошая сценография, интересные костюмы. Думаю, что постановка придется по душе зрителям.
На премьере присутствовали также члены семьи, родственники композитора Салавата Низаметдинова. Поделилась с «Башинформом» своими эмоциями и его вдова Разида Низаметдинова:
— 10 февраля состоялась долгожданная премьера оперы Салавата Низаметдинова «В ночь лунного затмения» по произведению Мустая Карима в постановке режиссёра Ляйсан Сафаргуловой. В первой постановке, которая состоялась в 1996 году, режиссёром был Рустэм Галеев. Столько лет прошло с первой постановки, но картина, где хор поёт со всех балконов театра «Рабство душ вечно будет жить» пробивала до мурашек и сейчас в памяти. Тронуло до глубины души, браво!
После спектакля на сцену поднялся художественный руководитель театра, заслуженный артист России, народный артист Башкортостана Аскар Абдразаков, который поздравил всю труппу с премьерой. Коллектив сделал памятное фото об этом историческом дне. Трагедия Мустая Карима «В ночь лунного затмения» много раз ставилась на сценах драматических театров, однако оперный спектакль — яркий эксклюзив Башоперы, который отныне, верится, займет прочное место в репертуаре единственного музыкального театра республики.
Автор: Лейла Аралбаева
Источник: ИА БАШИНФОРМ