Новости

Памятнику Салавату Юлаеву в Уфе исполнилось 55 лет

18 ноября 2022

55 лет назад в Уфе был торжественно открыт памятник Салавату Юлаеву. Главная достопримечательность города, расположенная на берегу реки Белой в самом сердце столицы республики, сейчас находится в аварийном состоянии и нуждается в реставрации. 
 
По данным энциклопедического портала «Башкортостан», высота постамента памятника составляет 10 метров, самой конной статуи — 9,6 метра. Фигура была отлита из чугуна на ленинградском заводе «Монументскульптура» по проекту осетинского скульптора Сосланбека Тавасиева (другая его известная работа — памятник Коста Хетагурову во Владикавказе). Юлаев, по информации Минкульта Башкирии, весит 40 тонн и является самой крупной конной статуей в России.

Уфимский арт-критик, экскурсовод и активистка Кристина Абрамичева рассказывает, что в день открытия памятника в 1967 году на берегу реки Белой звучали торжественные речи, стихи, увертюра из оперы «Салават Юлаев» Загира Исмагилова. Появлению монумента, ставшего визитной карточкой башкирской столицы, предшествовала длинная история.

Так, сама идея поставить памятник национальному герою появилась еще в довоенные годы. В сентябре 1939 года было выпущено постановление Совета народных комиссаров БАССР о проведении Всесоюзного конкурса на лучший проект памятников Салавату и Чапаеву.

Согласно распространенной версии, Сосланбек Тавасиев услышал о Салавате Юлаеве уже во время Великой Отечественной войны при эвакуации в башкирское село Стерлибашево. Его вдохновила эта историческая фигура — именно в тот момент, как считается, скульптор задумался о памятнике.

В Минкульте Башкирии сообщали, что работа над ним заняла у автора долгие тридцать лет (по сведениям других источников, чуть меньше — 25 лет). При этом насчет места, где появится памятник, поначалу велись споры. Как писало издание Mkset со ссылкой на научного сотрудника музея «Абрамцево» Светлану Волкову, в башкирском комитете КПСС хотели видеть монумент у Горсовета или на Советской площади, однако Тавасиев настоял на том, что Салават Юлаев должен появиться на склоне у берега. За него вступилась в том числе министр культуры Клара Тахватуллина.

В своем письме жене в мае 1959 года после того, как была завершена работа над моделью памятника, он пишет о встрече в своей мастерской в подмосковной Ахтырке (цитата по Кристине Абрамичевой. — Прим. ред.):

— В прошлое воскресенье в Ахтырку свез поэтов Башкирии со съезда писателей. Был Мустай Карим. Они пришли в великий восторг, — сказано в письме. — Мустай Карим признался, что он — один из тех, которые подняли вопрос о пересмотре места постановки памятника на стыке Уфы и Черниковки, и что он, увидев модель памятника, понял, что он может быть поставлен только там, где намечался мной, автором.

Тавасиев не просто так настаивал на этом месте: автор сразу задумывал целый ансамбль. Согласно видению скульптора, национального героя должен был окружать впечатляющий пейзаж, а сам Салават визуально должен был словно мчаться на коне по небу. Упоминается и о планах разместить памятник на кургане с внутренними помещениями, где под лучом света находился бы памятный камень, а на выходе из зала посетителей встречал вид на реку.

Модель памятника в 1963 году одобрили крупнейшие специалисты и коллегия Минкульта СССР. При этом упоминается об эпизоде, когда Тавасиев изменил образ Салавата после замечания одной из башкирок, которая указала на то, что фигура национального героя в первоначальном замысле автора оказалась слишком по-юношески хрупкой. В итоге батыра на памятнике «увеличили». После всех правок и согласований была отлита знакомая каждому уфимцу скульптура.

Сосланбек Тавасиев скончался в 1974 году, но для его родственников 17 ноября и по сей день — радостная дата. Как рассказывал еженедельнику «Аргументы и факты» внук скульптора художник Ростан Тавасиев, у монумента Салавату Юлаеву сложилась уникальная для памятников советского времени судьба.

— Всё на свете меняется, судьбы памятников, установленных в советское время, складываются по-разному. А дедушкин памятник любят. Действительно искренне любят, — рассказывал он. — Это редко не только для памятников советского времени, но и для крупных монументов вообще. (…)

По материалам: UFA1.RU 

Фото: Культура.рф