Новости

Её лёгкая поступь…

19 марта 2021

Памяти народной артистки Башкортостана Вакили Калмантаевой

От имени Фонда имени Мустая Карима, Зухра Буракаева

Со смертью нельзя смириться – со смертью очень хороших людей. Они разжигают такой большой костёр любви, что привыкаешь к этому теплу, к этому постоянному присутствию доброго сердца и всегда радостных глаз. Привыкаешь, даже становишься избалованным.

А тут – раз, и всё обрывается. Остаётся боль, отчаяние, пустота. Но затем воспоминания, как искры того самого костра, снова будят в тебе тот огонь и ту любовь, которыми так хотел поделиться этот самый хороший человек. И вот тогда смерть становится испытанием для живущих – а ты сможешь прожить также? Ты сможешь сделать столько же? Ты сможешь зажечь вот такой же костёр? И вот тогда уже точно нельзя смиряться со смертью, нужно помнить о ней. Как писал наш классик Мустай Карим: «И жизнь, и смерть в равных правах. А когда говоришь о второй, утверждается ценность, смысл и отрада первой…»

Сорок дней назад покинула этот мир вот такой хороший человек – актриса Национального молодёжного театра имени Мустая Карима Вакиля Калмантаева. И, вспоминая её, так и хочется процитировать Бунина: «Теперь это лёгкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре…» И поэтому свою статью о ней я назвала именно так.  У актрисы Вакили Калмантаевой было и лёгкое дыхание, и лёгкая поступь на сцене и в жизни, но совсем нелёгкая судьба.

Многие башкиры, родившиеся вне Башкортостана, грезят о некой большой своей родине, где издаются башкирские книги, газеты и журналы, где можно смотреть концерты и спектакли на родном языке, где много-много всего такого родного, настоящего... Родившаяся в Оренбургской области, ещё школьницей, Вакиля Гатаулловна играла в спектаклях. Школьный театр гастролировал по соседним деревням, вызывая самые непосредственные эмоции у сельчан. Скорее всего, было больше слёз – закрывались башкирские школы, уезжала молодёжь, а школьники вдохновенно играли пьесы на родном языке…

И вот вскоре талантливая девушка едет в Башкортостан, где можно реализоваться на полную силу, где можно любит те детские грезы о своём сокровенном, народном… Талантливая девушка становится студенткой театрального факультета, затем ищет свою духовную родину в разных театрах – Салаватский башкирский театр драмы, Сибайский башкирский театр драмы, Уфимский татарский театр «Нур», и – наконец – Национальный Молодёжный театр имени Мустая Карима. В каждом театре были интересные роли, были любящие друзья и наставники, но именно в Молодёжке Вакиля апай стала той Личностью, которую мы любим и помним.

Вакиля апай была из тех, кто никогда не возлагает ответственности за своё счастье на других людей.  Она хотела – и была счастлива. Порой собирая её по зёрнышку в почерневшем поле отчаяния и безысходности. Так, наверно, было, когда она потеряла своего самого любимого человека – талантливого художника Альберта Мустафина. И тогда посвятила свою жизнь счастью своих дочерей. Но это счастье давалось дочерям Фирдаус и Алисе не так легко…

Так было на наших глазах, когда на грани жизни и смерти был её один внук, когда с тяжёлым диагнозом родился второй. Когда были проблемы у всей семьи – нужно  было устраивать всех в Уфе, искать жильё, добиваться, лечить и опекать внука, помогать другим, да ещё успевать главному – служению Искусству.

И – ни одной жалобы. Думаю, именно Вакиля Гатаулловна научила молодых актёров и любви к своей профессии, и к стойкости духа, и к тому, что нужно быть лёгкой при всей трудности. Лёгкая поступь человека, готового взлететь.  От счастья, даже если тебе дали совсем небольшую роль. Но ведь – дали! От каждого спектакля в театре – ведь это событие! Летать, потому что без крыльев можно увязнуть в мелкоте отношений, серости, в бытовых проблемах…

А если не дают того, что хочешь именно ты – предлагай. Дерзай. Бери ответственность за свое счастье, в том числе профессиональное. И вот Вакиля апай по своей инициативе берётся за постановку моноспектакля по повести Гульсиры Гиззаттулиной «Здравствуй, мама!» И тогда уфимский зритель смог оценить всю мощь её таланта. В один миг немолодая уже Вакиля Гатаулловна превращалась во всех героев, в том числе – в  маленького детдомовского мальчика, который решил любыми путями разыскать свою маму. И в этом маленьком пространстве волшебством её таланта раскрывался целый мир… В зале была такая звенящая тишина, такое понимание – что вот оно – настоящее, что после последней фразы: «Ну здравствуй, мама…», зрители ещё некоторое время боялись даже всхлипнуть. И только после паузы Малый зал театра взрывался громкими аплодисментами, и Вакилю Гатаулловну ещё очень долго не отпускали со сцены.

Вакиля Гатаулловна была одной из тех актрис, которую заметили молодые башкирские кинорежиссеры. И её экранные образы навсегда сохранят тот особый аристократизм духа, ту философскую глубину, которые были частью её самой. Это, конечно же, Старшая Мать в художественном фильме Булата Юсупова «Долгое-долгое детство». Бабушка в социальной драме «13 раунд» этого же режиссёра. Отмеченная на многих международных кинофестивалях короткометражная лента «Три письма» Руслана Юлтаева, в том числе за исполнение её роли. Роль второго плана работницы парка в короткометражном фильме «Карусель» Романа Пожидаева…  

Вакиля Гатаулловна никогда не отказывалась ни от какой творческой реализации или помощь другим людям в их этой реализации. Будь то студенческий фильм, читка пьес в рамках семинаров в Центре современной драматургии и режиссуры Башкортостана. Не навязывая, давала советы молодым актёрам, режиссёрам и драматургам.

А ещё неведомому зрителю Молодёжки не будет хватать её голоса в наушниках. До конца своих дней Вакиля Гатаулловна работала на переводе башкирских спектаклей, остроумно и точно переводя импровизированные фразы актёров, прекрасно интонируя всем ролям.

Фонд имени Мустая Карима ещё раз приносит глубокие соболезнования всем, кто её любил, грелся у костра её любви и счастья. Кому удалось видеть эту лёгкую поступь по трудному пути её жизни.

Мы будем помнить Вас, Вакиля Гатаулловна, и надеяться, что Ваши уроки мастерства, уроки жизни, уроки прощения и высоты чувств останутся в сердцах актёров Молодёжки, других театров, большого окружения друзей и поклонников таланта.