Новости

У войны детское лицо

27 января 2021
6ca421e00304b1acd52704aa7d80b7f4

Фильм Александра Галибина «Сестренка» (2019) получил первую премию среди игровых фильмов на XVIII Международном фестивале православного кино «Покров» и Гран­-при XV Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча». И есть как минимум три причины, чтобы посмотреть эту картину, причем вместе с детьми.

Первая: хотя фильм отсылает зрителя во времена Великой Отечественной войны, мы не увидим здесь обязательных атрибутов военных фильмов, напротив, после просмотра на душе становится тепло, светло и радостно. Вторая: это история о подлинной любви. И третья: мы увидим здесь, какими могут быть взаимоотношения в семье, когда они строятся на глубочайшем взаимоуважении взрослых и детей.

История о башкирском мальчике Ямиле и украинской девочке Оксане снята по книге Мустая Карима «Радость нашего дома». После просмотра фильма «Сестренка» внук писателя Тимербулат Каримов сказал: «Я испытываю трепетное чувство благодарности ко всем, кто принял участие в съемках картины. Режиссеру и актерам удалось передать самое важное, что хотел сказать Мустай Карим: несмотря на все тяготы и жизненные лишения, нужно всегда оставаться человеком».

Место действия — башкирское село. Ямиль живет с мамой. Его отец — советский солдат. Ямиль был совсем мал, когда папа ушел на фронт, поэтому даже не помнит, как выглядит отец, но все равно очень его любит и ждет его возвращения. В ожидании проходят дни, каждый из которых наполнен работой по дому, ведь Ямиль — настоящий мужчина и главный мамин помощник. Впрочем, есть в жизни мальчика и игры с друзьями, и тайные радости. Трогательная сцена, в которой они с другом Маратом достают спрятанный в тайнике на сеновале кусочек сахара, чтобы аккуратно лизнуть его пару раз, показывает, в каких суровых условиях живет семья.

Несколько слов о главном герое и юном актере, его сыгравшем. По словам режиссера фильма Александра Галибина, на поиски мальчика, который сыграл бы роль Ямиля, съемочная группа потратила целых полгода. В результате выбор остановили на Арслане Крымчурине, это была его первая роль в кино. «Арслану уже на картине (т. е. во время съемок. — Ред.) исполнилось шесть лет. Все боялись, что он слишком маленький. Я один практически верил, что этот мальчик может передать все, что есть у Ямиля — героя повести», — признавался режиссер в интервью. Надо отметить, дебют удался.

Однажды мама Ямиля уезжает на несколько дней, оставляя сына с бабушкой, и возвращается с девочкой по имени Оксана. Маму Оксаны убили немцы, а девочку спас папа Ямиля и наказал жене приютить ее как родную.

Пережившая ужасы оккупации Оксана первое время молчит и смотрит на всех окружающих испуганно, словно ожидает, что ей кто-нибудь причинит боль. Но отношение маленького Ямиля вернет девочку к жизни. Мальчик сразу назовет Оксану сестренкой, отдаст ей все игрушки, и даже за драгоценный сахар, который девочка съест, не рассердится. Открытость главного героя, его готовность отдать сироте все свои сокровища поражает. Мальчик ненавязчиво заботится о названной сестре, и все, что он делает интуитивно, получается настолько деликатно и умело, словно у этого башкирского пацаненка за спиной образование психолога и не один год работы с детскими травмами. В сцене, где Оксана, испугавшись скрипа ставни, который она приняла за звук приближающихся фашистов, прячется под лавкой, Ямиль просто дает ей пережить эту эмоцию и справиться со своим страхом самой. Этот мальчишка не смеется над ложным испугом, не дразнит девочку трусихой, не убегает на улицу к друзьям — он просто остается рядом, спокойно играет, и его поведение убеждает Оксану, что никакой опасности нет. И этот эпизод еще больше сближает детей.

Откуда у этого мальчика, живущего в сельской глуши, такой, выражаясь современным языком, «эмоциональный интеллект»? Ответ рождается, когда мы видим его взаимоотношения с матерью и бабушкой. Мама Ямиля — женщина удивительно чуткая и добрая. По ходу картины она ни разу не повысит голос, мы не увидим ее злой, расстроенной, уставшей, хотя поводы для всего этого жизнь дает в ежедневном режиме и по полной программе. Суровый быт, лишения военного времени, переживания за супруга, который может погибнуть в любой момент… Пожалуй, трудно будет найти в современном кинематографе более яркий образец женской кротости. Даже когда героиня получит похоронку на любимого, не только Ямиль, но и зритель об этом не узнает. Только в день празднования Победы мама Ямиля расскажет об этом сыну, но и здесь мы не услышим надрывных рыданий, а увидим только смиренные слезы сильной женщины.

Не менее выразительным получился и образ бабушки Ямиля, которая без лишних слов, неторопливо заботится о мальчике. Она не показывает внуку своих переживаний за дочь, когда та уехала в дальние края, «где ее может настичь сорок бед», не суетится и по возвращении мамы Ямиля, хотя с появлением приемной дочки жизнь семьи не может не осложниться. Все у бабушки размеренно, и в каждом поступке, слове, даже жесте зритель видит спокойствие, уверенность и достоинство.

В фильме «Сестренка» мы вообще не увидим суеты, торопливости, всего того, что сегодня так плотно вошло в нашу жизнь. Сначала кажется, что эта размеренность — черта национального менталитета башкиров. Но вот появляется Оксана — девочка, выросшая в совсем другой местности, и мы видим, что после периода адаптации она тоже словно пропитывается этим состоянием умиротворения. Конечно, мы слышим в фильме и детский смех, видим игры маленьких шалунов, становимся свидетелями детских необдуманных поступков. Но реакция взрослых на них поражает: нет криков, причитаний о том, что ребенок какой-то не такой. И уж тем более никто не хватается за ремень. Все взрослые достойно переносят жизненные испытания, и даже радость об окончании войны здесь какая-то другая — не кричащая, не разнузданная. Внутренняя культура всех героев фильма, переданная во внешних действиях, — то, что запоминается на уровне ощущений и побуждает настроить свой внутренний мир на ту же волну.

Посмотрев картину до конца, понимаешь: этот фильм — как учебник о добродетели. При этом сама добродетель раскрыта так, что мы осознаем: это по плечу не только монахам-аскетам, живущим в глубоком уединении, но и нам — современным обычным людям, живущим в миру и озабоченным добыванием хлеба насущного. Ведь если добродетельная жизнь возможна для шестилетнего мальчишки и для осиротевшей девочки, пережившей ужасы войны, то как мы можем сказать: это невозможно для нас, взрослых людей, живущих в гораздо более благополучных обстоятельствах! И нам чужие люди могут стать родными, и мы можем прощать своих обидчиков — это совершенно точно.

За всю картину «Сестренка» мы только один раз увидим смерть. Для современного фильма о войне это очень необычно и позволяет смотреть его с детьми, не опасаясь за их психику. И это очень хороший повод рассказать детям о том, что пережила наша страна в годы войны, и поговорить с ними о том, как нужно жить, всегда оставаясь человеком.

Фильм «Сестренка» — это картина не о войне, а о преодолении войны в душе. Картина о том, что все мы можем справиться с любыми невзгодами тихо, без причитаний и ненужного ропота.

Источник: Газета «Православная вера», № 01 (669), январь 2021 года