Новости

«Московский комсомолец»: 100-летний юбилей Мустая Карима отметили премьерами фильмов и спектаклей

24 октября 2019

Столетний юбилей классика башкирской литературы - поэта, писателя и драматурга Мустая Карима - с размахом отмечают на федеральном уровне на протяжении всего года. На минувшей неделе аксакала национальной литературы чествовали в Уфе, а в день его рождения, 20 октября, торжества продолжились в деревне Кляшево, где родился юбиляр.

«Наша деревня очень поэтическая»

Распоряжение правительства России о праздновании вековой юбилея Мустая Карима на федеральном уровне было подписано еще в 2017 году, и с тех пор имя башкирского писателя постоянно звучит в медиапространстве и новостных лентах. Его именем назван международный аэропорт в Уфе, к юбилейной дате приурочен выпуск памятной монеты, почтовой марки, нескольких фильмов - документального "Мустай" и двух художественных картин. "Сестренка", снятая Александром Галибиным по повести "Радость нашего дома", победоносно шествует с одного кинофестиваля на другой, успев собрать уже целую коллекцию призов и наград. Прокатчиком "Сестренки" выступила компании Disney. Премьера второй картины "Отряд Таганок", снятой молодым башкирским режиссером Айнуром Аскаровым, еще только предстоит - накануне юбилейных торжеств состоялся закрытый показ фильма, после которого побывавший на нем учредитель Фонда Мустая Карима - внук поэта Тимербулат Каримов - пообещал помочь с прокатом, когда фильм, целиком снятый на башкирском языке, будет дублирован на русский, что планируется сделать в ближайшее время.

В сентябре имя поэта получил роскошный круизный лайнер - уникальное четырехпалубное судно стоимостью четыре миллиарда рублей, каюты которого подобны номерам пятизвездочного отеля. "Мустай Карим" стал первым теплоходом подобного класса, выпущенным на заводе "Красное Сормово" за последние шестьдесят лет. Спуск судна на воду в Нижнем Новгороде вылился в настоящий праздник с национальными башкирскими песнями-танцами и большим количеством высокопоставленных гостей, среди которых был и глава Башкирии Радий Хабиров, а также родня юбиляра - дочь Альфия, внук Тимербулат с супругой, которая, кстати, стала крестной матерью судна: Инга Каримова собственноручно разбила традиционную бутылку шампанского о борт лайнера. Планируется, что в свой первый круиз "Мустай Карим" отправится в начале мая 2020 года и остается только надеяться, что его судьба будет более счастливой, чем у авиасудна, названного в честь юбиляра. Правда, в Башкирии лайнер не увидят, он будет курсировать по рекам европейской части страны. Да и удовольствие это будет не из дешевых - восьмидневное путешествие из Москвы в Санкт-Петербург с заходом в Плес и Ярославль обойдется пассажиру в 104 тысячи рублей.

На малой родине Мустая Карима в селе Кляшево в тридцати километрах от башкирской столицы в день рождения знаменитого земляка открыли Дом культур с залом на 150 человек, музеем поэта с его личными вещами и библиотекой, который построили меньше чем за год. Делегация прибывших из Уфы официальных лиц, родственников поэта и их гостей посмотрела праздничный концерт и поучаствовала в посадке деревьев во дворе школы, носящей имя поэта. Министр культуры Амина Шафикова, Тимербулат Каримов с супругой и другие VIP-гости посадили по саженцу рябины - ее поэт, по воспоминаниям близких, любил больше всех остальных деревьев.

- Наша деревня очень поэтическая - отсюда выходят либо поэты, либо певцы. А вот химики и физики здесь не родятся, потому что у нас голова не работает, только сердце, - рассказывал о Кляшево с присущим ему юмором Мустай Карим.

И надо заметить, что село это, действительно, богато известными именами. Среди его выходцев - популярная татарская певица Фарида Кудашева, просветитель Зия Камали, народный поэт Сайфи Кудаш.

«Моя жизнь проходила между Уфой и Москвой»

Сам Мустай Карим в многочисленных интервью, которые он всегда охотно давал и по случаю юбилеев, и театральных премьер своих пьес, и выхода новых книг, протестовал, когда его пытались называть великим.

- Я бы вам поверил, если бы не было Гете, Шекспира, Шиллера, Пушкина, Гоголя, Толстого... Я знаю свое место в литературе, - неизменно отвечал Мустафа Сафич, когда ему начинали петь дифирамбы.

Стихотворные строки давались ему легко, а вот с драматургией было не так просто - Мустай признавался, что в начале пути даже сомневался, стоит ли ему вообще писать пьесы, хотя театр с первого спектакля, который он увидел, захватил его сразу и навсегда.

- Первые спектакли, которые я увидел, были фольклорные, обрядовые, - вспоминал Мустафа Сафич. - Башкирский академический театр привозил в наш аул такие постановки. Помню был спектакль про свадьбу - и что меня удивило тогда, так это то, как наши деревенские люди воспринимали искусство. Вот представьте, там праздник идет, герои спектакля пью кумыс на сцене, а старики наши сидят, удивляются, почему их, уважаемых людей, аксакалов, не приглашают пить кумыс. Подумали, что, наверное, их просто забыли позвать - ну, встали и сами на сцену пришли. Или еще сюжет: девушку выдают замуж за нелюбимого, старого человека, она плачет, а наши старухи давай ее успокаивать: все, мол, хорошо будет, и мы так замуж выходили, жизнь сама все поправит. Вот так наш народ воспринимал искусство.

Драматические спектакли Мустай впервые увидел в 1935 году в Уфе.

- И меня просто потрясла великолепная игра артистов. Наш Башкирский академический театр тогда ставил пьесы Шекспира, Лопе де Веги, Шиллера, Пушкина, Островского, Гоголя... Я, конечно, тогда и представить себе не мог, что и мою пьесу когда-нибудь увижу на этой сцене. Помню, когда в 1947 году мою первую пьесу здесь поставили, после первого акта в Уфе начался ураган, погас свет и до утра его не было. Второй акт доиграли уже на следующей день. Успеха большого он не имел - я тогда подумал, что это, наверное, был знак мне свыше и сказал себе: "Зря ты это дело затеял, Мустай Карим, не твое это, не за свое дело ты взялся".

Все, кому довелось общаться с Мустаем, отмечали редкую для человека его масштаба скромность в оценке собственного таланта. Хотя в советское время башкирский писатель занимал почетное место в высшей литературной иерархии, в которую из национальных республик вошло всего несколько человек: киргиз Чингиз Айтматов, дагестанец Расул Гамзатов, калмык Давид Кугультинов и Кайсын Кулиев из Кабардино-Балкарии. Все эти писатели стали духовными лидерами своих наций. К ним прислушивались, их уважали, избирали на важные посты. Мустай Карим был не просто поэтом, но еще и общественным деятелем - он возглавлял башкирский Союз писателей, Комитет защиты мира, был заместителем председателя Верховного Совета РСФСР.

- Моя жизнь проходит между Уфой и Москвой, - говорил Мустафа Сафич, который постоянно был в разъездах.

«Я не стонал, терпел - стеснялся своих корявых стихов»

Его дочь как-то призналась, что с детства они с братом привыкли к тому, что отец часто уезжал - это воспринималось в порядке вещей.

- Но когда дома собиралась вся семья, для нас с братом Ильгизом это был настоящий праздник, - вспоминает Альфия Мустаевна. - Папа никогда не повышал на нас голоса, не ругал, но у него всегда были свои нравственные установки, которым он неуклонно следовал и старался привить их нам".

- Когда мою пьесу "Не бросай огонь, Прометей!" поставили в Москве в Новом театре меня покоробил танец харид - он был слишком вызывающий, просто неприличный какой-то, - вспоминал Мустафа Сафич. - Я сказал тогда режиссеру: это нехорошо, а он стал уверять, что древние греки так танцевали. Я ответил: "Вот древним грекам и показывайте такие танцы, а у меня другие нравственные установки". Когда я буду смотреть спектакль и слева от меня будет сидеть моя мать, а справа - дочь, я не хочу, чтобы мне было неловко перед ними. Вот такая у меня эстетика.

Свою поэтическую музу признанный классик башкирской литературы часто называл "скромной", а стихи "корявыми "- именно так он писал в открытом письме академику Льву Константиновичу Богушу, который спас поэта, прооперировав его застарелые легочные ранения, полученные на фронте в 1942 году.

- За меня уже не брался никто. В левом легком две огромные дыры, туберкулез. Я медленно угасал, но продолжал надеяться, настаивал. Собрали консилиум, вынесли вердикт - безнадежен. Мне говорили: "Поезжайте домой, в Уфу, лечитесь кумысом и ждите выздоровления, - вспоминал Мустафа Сафич. - А какой там уже кумыс, я был обречен, а Лев Константинович сказал тогда мне всего три слова: "Я его беру". Наркоз общий мне делать было нельзя, и он призвал на помощь мою скромную музу. Когда он меня оперировал, то читал мои не ахти какого качества стихи - заранее их нашел и разучил. И я не стонал, терпел - стеснялся своих корявых стихов.

В фильме "Мустай" об этом эпизоде рассказывает дочь Мустая Карима. Появляется на экране и сам академик Богуш, благодаря которому башкирский классик прожил довольно долгую жизнь, за которую написал столько проникновенных поэтических строк и прозы. Отрывки из повести "Долгое-долгое детство" - главного прозаического шедевра Мустая Карима - в фильме читает другой знаменитый уроженец Башкирии - дирижер и скрипач Владимир Спиваков, а в образе маленького героя повести на экране появляется мальчик, сыгравший главную роль в фильме "Сестренка", Арслан Крымчурин.

В фильме много документальной хроники и домашнего видео, где поэт запечатлен с маленьким внуком Тимербулатом. А вот сына поэта создатели "Мустая" почему-то обошли вниманием, хотя переводчик и писатель Ильгиз Каримов немало сделал для популяризации творчества своего знаменитого отца - перевел значительное число его произведений на русский язык, в том числе и повесть "Долгое-долгое детство". К сожалению, Ильгиз до векового юбилея отца не дожил - скончался в 2018 на 78-ом году жизни. Как и друзья Мустая - Иосиф Кобзон и Андрей Дементьев, принимавшие участие в фильме. Будь они живы, конечно, приехали бы в Уфу, как это было два года назад, в 2017-м.

Сейчас в торжествах принимали участие только вдовы народного артиста и знаменитого коллеги юбиляра, специально прилетевшие в Уфу на пару дней, чтобы почтить память и Мустая Карима и своих мужей - певцу и поэту на здании Молодежного театра, носящего имя Мустая Карима, накануне были открыты мемориальные доски.

Источник: "Московский комсомолец"
Текст: Лада Волкова