Кинолента «Сестрёнка» по повести Мустая Карима стала фильмом открытия фестиваля «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
Сегодня в Северной столице завершается XXVII фестиваль «Виват кино России!». Многие фильмы из его программы, так или иначе, были связаны с тематикой Великой Отечественной – фестиваль в этот раз посвящен 75-летию снятия блокады Ленинграда. Закрывает фестиваль кинолента «Война Анны» режиссера Алексея Федорченко. А фильмом открытия стала военная драма «Сестренка». В качестве режиссера выступил народный артист России Александр Галибин.
– Эту картину еще не видел никто, – рассказал он на показе. – Еще вчера она была в обработке, а сегодня прямо с поезда оказалась в нашем городе. И я горжусь тем, что совсем свежий фильм, еще не взлетевший, первыми увидят петербуржцы.
Действие фильма, впрочем, разворачивается в Башкирии. «Сестренка» снята по повести советского башкирского писателя и поэта Мустая Карима «Радость нашего дома». Дело происходит во время войны в отдаленном колхозе. Бои идут где-то на западе, но война чувствуется и здесь – почти все мужчины на фронте, оставшиеся женщины, старики, дети томятся тревогой и неизвестностью. Никто не говорит здесь по-русски (почти весь фильм снят на башкирском и дублирован). Читать старые люди тем более не умеют (только по-арабски), поэтому телеграмму просят зачитать прохожего школьника. Ну а пришедшие похоронки понятны и без слов.
Шестилетний Ямиль (Арслан Крымчурин) ждет отца, а еще мечтает о сестре. Однажды мама надолго уезжает, а возвращается с русой голубоглазой девочкой Оксаной (Марта Тимофеева), которая не говорит по-башкирски и боится всего: чужих людей, громких звуков и неба. Но Ямиль сразу принимает ее как сестренку и постепенно находит с Оксаной общий язык.
Может быть, это парадокс, но часто сильней всего о войне говорит то кино, которое не показывает прямо бои, взрывы и танки. Слишком велик соблазн для кинематографистов увлечься спецэффектами и внешней впечатляющей, героической или, наоборот, щекочущей нервы страхом стороной дела, «заиграться в войнушку». «Сестренка» получилась как раз не такой картиной. Здесь никто не стреляет, здесь глубокий тыл, а единственные немцы в кадре – это пленные, ремонтирующие железную дорогу, честно показанные голодными и несчастными, вовсе уже не страшными. И дело даже не в сюжете, который мог бы умолчаниями что-то рассказать о войне. Повесть Мустая Карима – вполне наивная, написанная от лица ребенка и обращенная к детям, со сказочным счастливым концом. И фильм, который хоть и не в точности повторяет ее сюжет, тоже местами становится похож то ли на «Чука и Гека», то ли на советского «Тома Сойера». Ямиль – неугомонный мальчик, который все время устраивает какие-то проказы, одновременно и доставляя хлопоты, и вместе с тем веселя взрослых. То пытается уехать на фронт, то ищет в пещере за лесом сбежавшего немца. И играющий его Арслан с чудесной непосредственностью вживается в роль, то веселится, то напускает на себя важную серьезность.
Дело и в этой его живости, и в том, как естественно он существует в окружающем его мире, и в деталях самого этого мира, дальнего башкирского села – серые покосившиеся заборы, тепло комнат в деревянных избах… Тут тем более впечатляет, что деревню для съемок на самом деле выстроили заново – и вот в этой натуральности, незаметности быта чувствуется огромная работа художников, которые ради достоверности собирали по людям и по музеям одежду, утварь, украшения того времени. Снимали кино, кстати, в селе Новохасаново Белорецкого района, в 180 км от Уфы – красивейшей местности на берегу реки Инзер. Неподалеку отсюда снималась сага «Вечный зов».
И «Сестренка» – кино без суетливости, без химической неестественной сочности, без современного пластикового глянца, который особенно режет глаз, когда снимают о войне. Оно сделано как бы под сурдинку и в своей ретропростоте созвучно лучшим советским образцам. Тут не последнюю роль сыграло мастерство оператора Михаила Аграновича.
Но главное здесь – пожалуй, актриса (в полном смысле слова) Марта Тимофеева, исполнившая роль Оксаны. Девочка с огромными глазами цвета неба. Она почти не говорит, но в глазах ее отражается весь ужас войны. Марте всего девять лет, но она снялась уже в тридцати с лишним фильмах, в том числе проектах первого ряда – «Время первых», «Легенда о Коловрате», в трилогии «Гоголь»… И понятно, почему она так востребована – подобную искренность встретишь, наверное, не у всякого взрослого артиста. Смотреть «Сестренку» надо в первую очередь из-за этой замечательной работы.
Источник: Вечерний Санкт-Петербург