Новости

Ульмасбай среди нас. Интервью с режиссером Рустемом Хакимовым

18 июля 2020

В литературе каждого народа есть образ весельчака фантазера, которому удается выйти из любой ситуации победителем: такой барон Мюнхаузен. Создал подобного героя и Мустай Карим. В его поэме «Ульмасбай» главный герой в воде не тонет, в огне не горит, сам не унывает ни в какой ситуации и не дает пасть духом однополчанам. Произведение хоть и было не дописано, но живет своей жизнью, его читают и даже продолжают… В Молодежном театре вышел спектакль по этой поэме. О новой постановке (показана в режиме онлайн) рассказывает ее режиссер Рустем Хакимов.

- Почему выбор пал на это произведение?

- Поэма яркая, написанная сочным образным языком, и даже тот факт, что она не дописана ничего не означает.

- Почему Мустай Карим не довел ее до конца?

- Он начал писать ее в 1942 году, после ранения. Но когда узнал, что Александр Твардовский создал образ Василия Теркина, забросил начатое, потеряв к этой работе интерес. Хотя очевидно, что литературная идея о таком герое витала, так сказать, в воздухе и независимо пришла сразу к двум гениям. Для поддержки боевого духа наших солдат очень нужен был именно такой герой.

- И позже он не возвращался к этой теме?

- Нет. Но мне кажется, что было бы интересно, если бы он довел поэму до финала. Но, тем не менее, у нас есть три ее части: «Охота», «Свадьба» и «На рыбалке». Они небольшие и, чтобы сделать полноценный спектакль, мы дополнили его автобиографическими «Мгновениями жизни».

- То есть соединили литературу и документалистику?

- Да, и, как нам кажется, получилось органично. Мы прослеживаем весь путь поэта. Дополненные в сценарий моменты тоже связаны с его детством, жизнью: эпизоды с братом Муртазой, отцом, встреча с Раузой… Удивительное дело: с Мустаем Каримом в течение всей его жизни часто происходили какие-то мистические вещи! К примеру, он написал в 1938 году стихотворение «Комсомольский билет», и оно стало для него пророческим.

- Наверное, непросто воссоздать на сцене судьбу поэта, его внутренний мир, переживания, устремления и даже его неповторимый юмор?

- Да задача перед нами непростая. В спектакле несколько сюжетных линий. Но они все связаны и пересекаются. Мы провели параллель между нашим главным персонажем и самим Мустаем. В жизни Мустафа Сафич несколько раз был на грани жизни и смерти – сначала осколочное ранение, едва не ставшее роковым, а после войны – перенес сложную операцию. Вражеский кусочек металла, оставшийся в нем, по словам самого Мустая Карима, свил в груди разрушающее «гнездо», дни его были сочтены. И когда светила медицины решили, что оперировать уже поздно, но на это шаг пошел молодой хирург Лев Богуш. Его предупреждают: «Опасно, да и ваша репутация начинающего перспективного хирурга может пострадать, вы губите свою карьеру!». Но он берется и тем самым спасает будущего народного поэта. Наш спектакль с этого критического и важного момента и начинается. И пока идет операция – вся его жизнь проходит перед глазами. А наш персонаж – Ульмасбай со стороны следит за Мустаем, ведет его и в какой-то момент включается в ход жизни.

- Изменяя саму судьбу?

- Да, и ведь и в реальности у него были такие переломные моменты, которые определили его последующий путь. Возьмем юность, эпизод из нее. Мустай Карим мечтает учиться в университете, сдает экзамен, к нему подходит профессор и спрашивает, кем он хочет стать. Юноша отвечает: «Философом». Профессор внимательно глядит: «Вам не надо быть философом, вы должны быть свободным человеком и стать поэтом». Здесь, в этом моменте жизнь, может, пошла бы по-другому.

- Но эти слова запали в душу Мустая…

- Да. И вот его начинают печатать, и у него уже есть деньги, чтобы , как он сам выражается, шагнуть во взрослую жизнь, и он снимает квартиру в известном деревянном доме на улице Достоевского. Здесь собираются его друзья, они читают свои стихи, ведут долгие беседы, мечтают… Имена многих из них сейчас на слуху – это известные писатели, литераторы, журналисты, тогда еще молодые. В эту квартиру на поэтические сборы приходило много знаменитых людей, так рождалась, закалялась в диспутах будущая творческая интеллигенция.

 - И вот 1941-й…

  - Мустай Карим всегда говорил: «Война меня не отпускает». Это верно, он много писал войне, у него много пронзительных стихов… Он хотел, чтобы последующие поколения помнили о ней. Его самого призвали в самом начале войны, но сразу на фронт не отправили. Сначала были курсы в Муромском военном училище связи. В нашей постановке зритель увидит, как курсанты с нетерпением ждут, когда их отправят на фронт, думая, что только они могут переломить ход войны: потому что в сводках лишь тревожные новости об отступлении наших войск, и вчерашние мальчишки рвутся в бой. И когда им говорят, что их отправляют на фронт, они радуются. Командир же суров, он понимает, что многие не вернутся и говорит: «Успеете еще. Куда вы рветесь?».

- А как развивается любовная линия?

- И здесь опять мистика! Ему еще в детстве предрекли, что он найдет суженую издалека: примета такая – раз у него брови в разлет. Так и вышло. Судьба как будто водила их кругами, пока не свела в доме на Достоевского, куда юная Рауза пришла в гости к своей тете. Они встретились и уже не расставались, только война разлучила на время. Есть в спектакле сцена, где Мустай едет в поезде после ранения домой и слышит песню из мюзикла «Роз-Мари». Приезжает в столицу и видит афишу, что в театре идет эта оперетта. Покупает билет, но его не пускают – он в валенках. «Так я сниму их!» - говорит он билетершам. Его настойчивость взяла верх, его пропускают. Он, замерев дыхание, смотрит мюзикл и представляет, что он Джими, а его Рауза – Роз-Мари. Он все время думал о своей молодой жене.

- Кто исполняет роль будущего народного поэта?

- Мустая играет Ильгиз Тагиров, роль Ульмасбая исполняет Шагит Хамматов. Знаете, поэма – это своего рода шуточные байки, юмор пронизывает и всю нашу постановку. Мы как бы создаем спектакль в спектакле, и сами задаем его правила: играем в Мустая, Богуша… А как, скажите по-настоящему серьезно играть в народного поэта? Ульмасбай и его товарищи разыгрывают сценки, и сами становятся актерами, исполняют роли героев пьесы. Причем, примеряют на себя несколько образов, к примеру, Теребая (товарищ Ульмасбая) и Богуша играет Вадим Клысов. И такова наша задумка - постановка вся построена на ассоциациях. Собственно и в жизни так бывает. Порой мы видим людей, которых, как нам кажется, уже встречали когда-то в нашей жизни, может, не в этой, но все равно.

- Кому предназначен спектакль больше всего?

- Молодежи. Чтобы помнили своих героев. Есть в спектакле серьезные моменты – боевые товарищи Мустая погибают . И один из них - Юлдаш – просит его: «Если жизнь так сложится, что меня не станет, напиши обо мне роман, а если все вернемся с войны, то вся наша жизнь будет стоить романа». Мустай говорит: я не смог написать роман, написал стихи, и в спектакле у нас такой ход - Юлдаш читает стихи о себе.

- Как шла работа над постановкой?

- Она еще продолжается. Хочу заметить, что постановка наша веселая, в ней много шуток (а смешное всегда ставить труднее). Но через юмор мы стараемся сделать образ народного поэта немного более земным.

 - Какие в спектакле есть еще выразительные моменты?

- Мы придумали такой ход: все наши персонажи в белом (нательная форма, которую надевают солдаты под гимнастерку). Этих людей уже нет - они ангелы, а Ульмасбай - в красном. На сцене у нас пять деревьев, и тоже не случайно. У Мустая Карима во всех произведениях есть образ дерева - корни – семья, крона, ветви - друзья. Такая метафора. А с деревьев спускают и путаются в ветвях слова из его стихов, повестей и поэм.

- За что любите и цените народного поэта?

- Если взять его произведение, то любая фраза - жизненный постулат, как библия для человека, с любой страницы можно читать, и задуматься о смысле жизни, для чего ты пришел на эту землю. О сложных вещах, он говорит простым языком, понятным для всех.

Беседовала Лилия ЗИМИНА.

Источник: ufaved.info