Новости

В Башкирии отмечают 110-летие со дня рождения Леонида Балабана

4 октября 2019
A09c8f00572141256b8ab5d294a60f42

4 октября 2019 года исполнилось 110 лет со дня рождения Аншеля Львовича Балабана, которого чаще называли Леонидом Львовичем. В свое время он входил в тройку самых влиятельных людей Башкирии, наряду с первым секретарем Башкирского обкома КПСС Зией Нуриевым, впоследствии в течение 12 лет вице-премьером правительства Советского Союза, а официально – заместителем председателя Совета Министров СССР, а также легендарным директором Уфимского моторостроительного завода Михаилом Фериным. Балабан с 1946 года был заместителем управляющего, а с 1956 по 1972 год – управляющим строительным трестом №3. Его строители построили производственные корпуса УМЗ, Уфимского приборостроительного завода, завода «Гидравлика», Уфимский госцирк, кинотеатр «Искра» и десятки, если не сотни «хрущевок», в которые в 60-е годы вселилась добрая половина населения Уфы. За свои трудовые достижения уже в 1958 году Балабан был удостоен высшей награды СССР – ордена Ленина.

Но наибольшую популярность ему, причем не только в Уфе и Башкирии, но и за пределами СССР принесли мотогонки. Мотогонщики Балабана прославили республику на всю страну в те годы, когда подавляющему большинству граждан СССР о ней было почти ничего не известно. Парадоксально, но факт: Башкирия была «вторым Баку», то есть, вторым источником нефти и нефтепродуктов, уже в годы войны снабжала бензином и дизельным топливом Советскую Армию, но об этом, кроме советского руководства, знали разве что иностранные шпионы. Нефтяная отрасль, как и эвакуированные в Уфу «почтовые ящики» — моторостроительный и другие заводы были строго засекречены, и писать об их производственной деятельности в широкой прессе было не принято.

Именно поэтому победы уфимских спортсменов в мотогонках на льду, проходивших в Москве на Центральном стадионе имени Ленина, сюжеты о которых промелькнули в киножурналах во всех кинотеатрах страны, стали первой ласточкой, известившей жителей СССР: есть оказывается где-то Уфа, которая всех громит на главной арене великой страны. В том же году на Большой спортивной арене состоялись первые чемпионаты России и СССР, и в самом престижном классе 350 кубических сантиметров их выиграл уфимец Борис Самородов.

В марте 1959-го на уфимском стадионе «Динамо» прошли международные мотогонки на льду с участием спортсменов Чехословакии. В заключительный день победу отпраздновал уфимец Николай Чернов. А через неделю Чернов стал победителем состоявшихся здесь же гонок на приз Совета Министров Башкирской АССР, то есть правительства республики. Соревнования проходили при аншлаге, на них присутствовало около 15 тысяч зрителей. А главным судьей был… Леонид Балабан.

Да, так уж случилось, что будучи студентом Харьковского автодорожного института, Балабан познакомился с Эдуардом Лорентом, будущим заслуженным мастером спорта СССР, создателем рекордных автомобилей. Вместе они гонялись на мотоциклах. А после войны, когда жил в одном доме с Фериным недалеко от стадиона имени Гастелло, обнаружил, что среди шоферов, работающих в его тресте, есть уже известные в масштабах Урала мотогонщики Борис Самородов, Юрий Дулорин, и живут они поблизости. Тогда и возникла у Балабана идея собрать мотогонщиков из Черниковки под свое крыло.

А поскольку энергия в нем кипела, то вскоре о том, что в Башкирии надо развивать мотоспорт, узнало руководство республики, и уже зимой 1958 года на стадионе «Локомотив» состоялись Всесоюзные мотогонки на льду на приз СМ БАССР. Тогда успех праздновали гости, но через год все изменилось…

И вот в 1959 году, как только растаял снег, на «Динамо» начались работы по закладке гаревой дорожки для мотогонок. 22 и 23 июня были проведены первые соревнования, опять же, всесоюзные, затем международные гонки с поляками, а на десерт – первое первенство СССР по спидвею. 27 сентября в финальном заезде первенствовали уфимцы Фарит Шайнуров и Игорь Плеханов.

А через несколько месяцев Шайнуров стал первым же чемпионом СССР и в гонках на льду, в классе 500 куб. см. Затем прошла серия международных гонок с участием родоначальников ледовых гонок – спортсменов Швеции и Финляндии. Из шести этапов два состоялись в Москве, а четыре – в Уфе. Все четыре дня трибуны «Строителя» ломились от зрителей, которых собиралось каждый день не менее 20 тысяч. Один из этапов в Уфе выиграл Дудорин, в Москве – Шайнуров. А летом на «Динамо» уфимцы взяли все медали чемпионата СССР по спидвею: чемпионом стал Плеханов, призерами – Самородов и Шайнуров.

Уфимцы стали побеждать и на гари, и на льду, вслед за всесоюзными победами пришли победы на чемпионатах мира и Европы. Мотогонки стали визитной карточкой республики, а по-нынешнему – ее брендом. Первым чемпионом мира среди спортсменов Башкирии стал мотогонщик – Габдрахман Кадыров, первыми соревнованиями в ранге чемпионата мира на территории республики – этапы личного и командного чемпионатов мира по спидвею, состоявшиеся в 1963 году на стадионе «Труд».

Кстати, стадион «Труд» — это тот самый «Локомотив», который в 1960 году, при помощи властей, имевший огромный авторитет Балабан «отобрал» у железнодорожников, и на котором в том же году открыл ставший всемирно знаменитым «спортивный автомотоклуб треста №3». В течение десятка лет гонщики Балабана выигрывали все, что можно выиграть, стадион «Труд» и СМК надолго стали колыбелью советского спидвея.

Вообще же спидвей продержался на «Труде» почти четыре десятилетия: 19 лет – до, и 19 – после смерти Балабана.

Леонид Львович умер 13 ноября 1979 года, через несколько дней после того, как его команда «Башкирия» (Уфа) в шестой раз завоевала золотые медали чемпионата СССР по спидвею. Завоевала после 10-летнего перерыва, силами уже новой плеяды, выросшей после открытия Балабаном «школы юных мастеров мотоспорта». Всего же она, напомним, 10-кратный чемпион Советского Союза и первый чемпион нынешней России.

Во многом благодаря Балабану спидвей распространился по всему Советскому Союзу – от Львова до Владивостока, от Ленинграда до Ферганы. Спидвей стал настолько популярен, что как самостоятельный вид спорта, наряду с мотоспортом, был включен в лотерею Спортлото «6 из 49», под номером 35. Один из тиражей, которые Центральное телевидение транслировало в прямом эфире на всю страну, состоялся в Уфе, и шары из барабана доставал, конечно же, наш прославленный мотогонщик Игорь Плеханов.

Обо всей спортивной деятельности Балабана в одной статье рассказать невозможно. Простое перечисление его наград и званий не способно показать масштабы этой личности и масштабы и значение его деятельности. Поэтому к 110-летию «отца спидвея», каким Балабана можно по праву называть, наряду с его соратником – заслуженным мастером спорта и заслуженным тренером СССР Владимиром Ивановичем Карнеевым, Центр технических видов спорта имени Г.Кадырова выпустил красочный и насыщенный информацией иллюстрированный журнал.

На доме по улице Ленина, где проживал Балабан, еще в 2003 году появилась мемориальная доска. Кстати, в доме напротив проживал Мустай Карим, поэтому сын заслуженного строителя России Олег Леонидович и дочь народного поэта Башкортостана Альфия Мустаевна поженились, и вскоре у них родился сын, который известен ныне как учредитель Фонда имени Мустая Карима Тимербулат Олегович Каримов.

Неподалеку от тех мест стоит замечательный памятник – Мустай Карим в окружении героев своих произведений. Памятника Леониду Балабану до сих пор нет. Но, похоже, ситуация скоро изменится.

Недавно Глава Республики Башкортостан Радий Хабиров посетил Центр технических видов спорта имени Г.Кадырова, самого знаменитого из питомцев Балабана. Осмотрел стадион «Строитель», познакомился с мотогонщиками, узнал про их проблемы и пообещал их решить.

Решительно настроены изменить ситуацию в отношении к мотоспорту и в администрации Уфы, и в Министерстве молодежной политики и спорта РБ. Поэтому есть надежда, что скоро памятник Балабану появится. И станет этим памятником специализированный стадион для спидвея и гонок на льду, то есть, мототрек. И наверняка ему присвоят имя Балабана.

Источник: Башинформ